Документальное оформление экспорта маркируемых и прослеживаемых товаров

29 мая 2025 г.

В статье рассмотрим, какими передаточными документами можно оформить отгрузку маркируемых и прослеживаемых товаров на экспорт.

Маркируемые товары

Напомним, все товары можно разделить на три категории:

  • товары, не подлежащие маркировке;
  • товары, маркируемые унифицированными контрольными знаками (УКЗ);
  • товары, маркируемые средствами идентификации (СИ). В свою очередь, средства идентификации могут быть как с элементами защиты, так и без них (далее - незащищенные СИ).

Перечни товаров, маркируемых УКЗ и СИ, установлены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2011 N 1030.

Порядок маркировки товаров УКЗ и СИ предусмотрен Указом Президента Республики Беларусь от 10.06.2011 N 243 "О маркировке товаров".

При экспорте товаров, не подлежащих маркировке, и товаров, маркируемых УКЗ, субъект хозяйствования может оформить товарную накладную как на бумажном носителе, так и в электронном виде. При выборе второго варианта нужно создать в системе EDI-провайдера иной документ. Также к иному документу формируется реестр электронных накладных (пункт 22 Правил автомобильных перевозок грузов).

Если на экспорт передаются товары, подлежащие маркировке средствами идентификации, то варианты оформления будут зависеть от того, какими средствами идентификации промаркированы товары: защищенными или незащищенными.

Товары промаркированы защищенными средствами идентификации

В такой ситуации есть два варианта. Выбор осуществляется на усмотрение субъекта хозяйствования.

Вариант 1 (с использованием бумажного носителя).

При работе с накладными на бумажных носителях нужно оформить товарную накладную ТН-2.

Вариант 2 (с использованием электронного документа).

При использовании электронного документооборота нужно оформить иной документ и к нему реестр электронных накладных.

Товары промаркированы незащищенными средствами идентификации

В такой ситуации также есть два варианта.

Однако в обоих нужно сформировать в электронном виде так называемую Экспортную накладную. Этот документ создается грузоотправителем при трансграничной торговле промаркированными незащищенными средствами идентификации товарами. В нем не указываются сведения грузополучателем, а также не требуется заполнение полей "GLN грузополучателя" и "GLN пункта разгрузки". Такие документы не передаются грузополучателю и хранятся в системе EDI-провайдера со статусом "Экспортная накладная создана" (п. 21 постановления 9/75/35/26).

Вариант 1 (с использованием бумажного носителя).

При работе с накладными на бумажных носителях нужно оформить товарную накладную. При этом в системе EDI-провайдера нужно создать Экспортную накладную.

Вариант 2 (с использованием электронного документа).

При использовании электронного документооборота нужно оформить иной документ, к нему реестр электронных накладных, а также Экспортную накладную.

Прослеживаемые товары (маркируемые и прослеживаемые товары)

Перечень прослеживаемых товаров установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.04.2021 N 250. При этом есть товары, которые поименованы в перечне маркируемых и перечне прослеживаемых товаров (шины). В данном контексте будем их рассматривать как прослеживаемые.

При экспорте субъект хозяйствования должен:

  • составить электронное сообщение BLRSPT (Сообщение о транзите). Данный документ не является первичным учетным документом и не требует подписания ЭЦП грузополучателя. Это информационное сообщение, которое провайдер передает в систему прослеживаемости товаров (ПК СПТ);
  • выписать товарную накладную на бумажном носителе ТН-2.

Во всех выше описанных ситуациях также составляется на бумажном носителе CMR.

На картинке наглядно представлены варианты документального оформления оборота товаров при экспорте.

Документальное оформление экспорта товаров 2.png

Компания ООО "Бидмартс" входит в состав рабочей группы по запуску пилотного проекта по применению электронных международных транспортных накладных e-CMR при осуществлении международных грузовых автомобильных перевозок в государствах – членах Евразийского экономического союза.

При возникновении вопросов по подключению электронных накладных и работе с ними обращайтесь к специалистам Bidmart EDI по номеру телефона +375 29 617 30 09 или оставьте заявку на сайте edi.bidmart.by.

Статьи по теме:

Как сократить время на создание накладной

Используйте мобильное приложение Bidmart EDI вместо сканера и создавайте накладные из кодов маркировки.

Создание электронной накладной на основании кодов маркировки

Не хотите создавать накладные вручную? Используйте новый функционал платформы Bidmart EDI для автоматизации.

Как узнать, является ли ваш товар прослеживаемым

О том, что перечень прослеживаемых товаров с 1 декабря увеличится, говорили уже раз. Расскажем, как определить, являются ли ваши товары прослеживаемыми.

Вебинар "Электронные накладные: от теории к практике"

Вебинар состоялся 18 декабря. Краткое содержание смотрите в материале.

МНС дало рекомендации для организаций с прослеживаемыми с 1 декабря товарами

В них описаны ключевые шаги для перехода на работу с прослеживаемостью.

Начните работать с Bidmart EDI. Закажите обратный звонок

Наш менеджер свяжется с вами и ответит на все вопросы

Ваше имя

Ваш номер телефона

Email

© Bidmart EDI

КОНТАКТЫ

Отдел продаж:

+375 29 617 30 09

Техническая поддержка:

+375 29 617 30 29

ПОМОЩЬ

FAQ

ДОКУМЕНТЫ