29 мая 2025 г.
В статье рассмотрим, какими передаточными документами можно оформить отгрузку маркируемых и прослеживаемых товаров на экспорт.
Напомним, все товары можно разделить на три категории:
Перечни товаров, маркируемых УКЗ и СИ, установлены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2011 N 1030.
Порядок маркировки товаров УКЗ и СИ предусмотрен Указом Президента Республики Беларусь от 10.06.2011 N 243 "О маркировке товаров".
При экспорте товаров, не подлежащих маркировке, и товаров, маркируемых УКЗ, субъект хозяйствования может оформить товарную накладную как на бумажном носителе, так и в электронном виде. При выборе второго варианта нужно создать в системе EDI-провайдера иной документ. Также к иному документу формируется реестр электронных накладных (пункт 22 Правил автомобильных перевозок грузов).
Если на экспорт передаются товары, подлежащие маркировке средствами идентификации, то варианты оформления будут зависеть от того, какими средствами идентификации промаркированы товары: защищенными или незащищенными.
В такой ситуации есть два варианта. Выбор осуществляется на усмотрение субъекта хозяйствования.
Вариант 1 (с использованием бумажного носителя).
При работе с накладными на бумажных носителях нужно оформить товарную накладную ТН-2.
Вариант 2 (с использованием электронного документа).
При использовании электронного документооборота нужно оформить иной документ и к нему реестр электронных накладных.
В такой ситуации также есть два варианта.
Однако в обоих нужно сформировать в электронном виде так называемую Экспортную накладную. Этот документ создается грузоотправителем при трансграничной торговле промаркированными незащищенными средствами идентификации товарами. В нем не указываются сведения грузополучателем, а также не требуется заполнение полей "GLN грузополучателя" и "GLN пункта разгрузки". Такие документы не передаются грузополучателю и хранятся в системе EDI-провайдера со статусом "Экспортная накладная создана" (п. 21 постановления 9/75/35/26).
Вариант 1 (с использованием бумажного носителя).
При работе с накладными на бумажных носителях нужно оформить товарную накладную. При этом в системе EDI-провайдера нужно создать Экспортную накладную.
Вариант 2 (с использованием электронного документа).
При использовании электронного документооборота нужно оформить иной документ, к нему реестр электронных накладных, а также Экспортную накладную.
Перечень прослеживаемых товаров установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.04.2021 N 250. При этом есть товары, которые поименованы в перечне маркируемых и перечне прослеживаемых товаров (шины). В данном контексте будем их рассматривать как прослеживаемые.
При экспорте субъект хозяйствования должен:
Во всех выше описанных ситуациях также составляется на бумажном носителе CMR.
На картинке наглядно представлены варианты документального оформления оборота товаров при экспорте.
Компания ООО "Бидмартс" входит в состав рабочей группы по запуску пилотного проекта по применению электронных международных транспортных накладных e-CMR при осуществлении международных грузовых автомобильных перевозок в государствах – членах Евразийского экономического союза.
При возникновении вопросов по подключению электронных накладных и работе с ними обращайтесь к специалистам Bidmart EDI по номеру телефона +375 29 617 30 09 или оставьте заявку на сайте edi.bidmart.by.
Статьи по теме:
Используйте мобильное приложение Bidmart EDI вместо сканера и создавайте накладные из кодов маркировки.
Не хотите создавать накладные вручную? Используйте новый функционал платформы Bidmart EDI для автоматизации.
О том, что перечень прослеживаемых товаров с 1 декабря увеличится, говорили уже раз. Расскажем, как определить, являются ли ваши товары прослеживаемыми.
Вебинар состоялся 18 декабря. Краткое содержание смотрите в материале.
В них описаны ключевые шаги для перехода на работу с прослеживаемостью.
ПОМОЩЬ
FAQДОКУМЕНТЫ