Маркировка, прослеживаемость, программные кассы: как ритейлу и ИП не запутаться и не нарушить законодательство

22 августа 2025 г.

В материале рассмотрим, что нужно учитывать розничным магазинам и ИП при обороте маркируемых и прослеживаемых товаров.

Законодательство

Прослеживаемость

С 01.10.2025 увеличится перечень прослеживаемых товаров.

Помимо шин, холодильников и велосипедов в перечень войдут:

  • молочная продукция (молоко, кефир, сметана, творог, сыры);
  • мука;
  • чай, кофе;
  • крупы (рис, крупа манная, пшено, крупа гречневая, крупа и хлопья овсяные) и макаронные изделия;
  • сладости (пряники, печенье, шоколад);
  • майонез и соусы;
  • обувь;
  • бытовая техника (стиральные машины, пылесосы, утюги, кухонные комбайны, посудомоечные машины, электрические чайники и плиты, мультиварки, микроволновые печи, дрели, фены, телевизоры);
  • моющие средства.

Использование электронных накладных при обороте таких товаров станет обязательным.

Маркировка

Организации и ИП обязаны использовать электронные товарно-транспортные накладные (ЭТТН или ЭТН) при обороте товаров, промаркированных незащищенными средствами идентификации (СИ). Это касается товаров из перечня N 1030.

Такие товары маркируются непосредственно на упаковке или на носителях без защиты от подделки. Чтобы понять, попадает ли товар в этот перечень, нужно проверить его по коду ТН ВЭД ЕАЭС и наименованию. С 01.10.2025 перечень маркируемых средствами идентификации товаров также увеличится. Для удобства привели этот перечень в отдельной таблице.

❗️ Товары из перечня маркируемых унифицированными контрольными знаками (УКЗ) не требуют оформления оборота электронными накладными. При этом на свое усмотрение организация может использовать электронные накладные для оборота и таких товаров.

Программные кассы

С 01.07.2025 года кассовое оборудование в Беларуси должно соответствовать новым требованиям. Среди изменений — ведение дифференцированного учета товаров с маркировкой и возможность считывания кодов маркировки на кассе.

Порядок работы с кассовым оборудованием определяется следующими НПА:

  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 02.07.2025 N 367/19 "Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. N 924/16"

  • Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29.03.2018 N 10 "О требованиях к программной кассовой системе, программной кассе, оператору программной кассовой системы и о работе комиссии по оценке на соответствие предъявляемым требованиям";

  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 N 924/16 "Об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа";

  • Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 02.03.2012 N 9 "Об утверждении Инструкции о порядке установки, обслуживания, снятия средства контроля налоговых органов и порядке осуществления функций центра обработки данных".

А что на практике?

Прослеживаемость

1) По товарам, подлежащим прослеживаемости, организация должна вести количественный учет товаров, в единицах измерения, подлежащих указанию в электронных накладных. Единицы измерения, подлежащие указанию в электронных накладных, установлены Классификатором единиц измерения (приложение 15 к Решению Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 378).

Что это значит, рассмотрим на примере.

Организация ведет количественный учет товара с кодом ТН ВЭД ЕАЭС 0401 10 100 0 и дополнительным кодом по таможенному классификатору 1300 (стерилизованное молоко коровье цельное) в единице измерения "бутылка". С 1 октября этот товар подлежит прослеживаемости. Единица измерения для целей прослеживаемости у такого товара – "литр". Организации нужно провести инвентаризацию молока в наличии и пересчитать его в литры. В дальнейшем при отгрузках молока по электронным накладным в качестве единицы измерения для указания в электронной накладной также нужно указывать количество в литрах. При получении товара также рекомендуем обращать на это внимание.

❗️ Напоминаем: прослеживаемость товара определяется совпадением совокупности кода единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - код ТН ВЭД) и дополнительного четырехзначного кода по классификатору дополнительной таможенной информации (далее - код ТК) товара с теми, что указаны перечне прослеживаемых товаров, т.е. нужно проверять не в отдельности код ТН ВЭД или код ТК, а их совокупность.

2) Подать информацию об остатках прослеживаемых товаров в Программный комплекс «Система прослеживаемости товаров» (далее – ПК СПТ) при необходимости.

Определить, нужно ли по вашим товарам передавать в ПК СПТ информацию об остатках, можно с помощью таблицы по колонке 6 «Необходимость представления сведений об остатках товаров (есть/нет)».

Если нужно, то организация может подать сведения в ПК СПТ несколькими способами:

  • на портале МНС в разделе «Система прослеживаемости» путем внесения информации построчно по каждой товарной позиции;
  • на портале МНС в разделе «Система прослеживаемости» путем загрузки xml-файла (при условии, что у организации есть технические средства для подготовки такого файла);
  • из своей учетной системы (при условии наличия интеграции учетной системы с ПК СПТ в части передачи такой информации).

✔️ Как подать информацию об остатках прослеживаемых товаров на портале МНС смотрите в ролике на YouTube.

3) При отгрузке прослеживаемых товаров в адрес юрлиц в блоке Данные о прослеживаемости электронной накладной нужно указывать информацию о приходном документе, на основании которого отгружаемый товар поступил в организацию, – тип, дату, номер, номер строки.

Обратите на это внимание при выстраивании бизнес-процессов и доработках учетных систем, если вы впоследствии отгружаете прослеживаемые товары в адрес юрлиц (например, при обратной реализации или возврате товара) и хотите автоматизировать заполнение информации о приходном документе. Например, в случае возврата товара, приходным документом будет электронная накладная, по которой вы получили товар ранее от поставщика.

❗️ Информацию о числящихся в ПК СПТ за вашей организацией товарах и приходных документах можно посмотреть на портале МНС: раздел "Система прослеживаемости" – раздел "Документы в ПК СПТ", "Информация об остатках" – проставьте галочки во всех типах документов и нажмите кнопку "Найти". ПК СПТ остатки.jpg

Маркировка и программные кассы

Для компаний, не являющихся производителями или импортерами товаров, работа с маркированным товаром включает в себя:

  • проверку маркированного товара, поступившего от поставщика (как по электронным, так и по бумажным накладным), на предмет соответствия фактических кодов маркировки на товаре тем, что указаны в документах;
  • обеспечение считывания кодов маркировки по маркируемым товарам на кассе, т. е. нужно использовать кассовое оборудование, соответствующее требованиям НПА.

С помощью Bidmart EDI вы можете как в веб-интерфейсе, так и в ПО модуль ЭДО для 1С выполнить сверку фактических кодов маркировки с теми, что указаны в накладной, и оперативно получить отчет. В отчете будет указано, по каким товарным позициям, в случае их наличия, есть расхождения.

Также реализована интеграция с оператором программных касс ООО «Настоящая цифровая» (webkassa.by). Интеграция позволит оптимизировать загрузку информации о кодах маркировки в программные кассы из электронных накладных по поступившим товарам. Это сокращает время на приемку товара и в последующем позволяет обеспечить вывод из оборота маркируемого товара при его продаже покупателям.

✔️ Маркировка и прослеживаемость для импортера

Обратите внимание на то, что есть товары, которые попадают как под прослеживаемость, так и под маркировку. Например, отдельные товары из обуви, шин, молочной продукции.

В таблице справочно приводится информация по маркируемым товарам, какие из них попадают также и под прослеживаемость.

Общие требования для работы с электронными накладными

Определите ответственных лиц за подписание электронных накладных, приобретите им сертификаты ЭЦП и базовые атрибутные сертификаты. Подробнее информация о возможных сертификатах ЭЦП и их приобретении приводится на сайте Национального центра электронных услуг.

✔️ Виды ЭЦП для работы с электронными документами

Для работы с электронными накладными вам понадобится GLN-номер.

Это уникальный номер местонахождения организации. Возможно, такой номер уже имеется у организации. Проверьте по ссылке поиск GLN по названию предприятия.

✔️ GLN-номер. Что это и как получить

☎️ Конечно, в одном материале сложно учесть все нюансы и возможные исключения. Мы постарались сделать общий обзорный материал. Однако рекомендуем обращаться за более подробными консультациями в отдел продаж Bidmart EDI по номеру +375 29 617 30 09 или заказать консультацию через форму обратной связи.

Статьи по теме:

О замене кассовых аппаратов в Республике Беларусь

Для вывода из оборота маркируемых товаров нужно обновить кассовые аппараты. Расскажем, кому и в какие сроки это нужно сделать.

Электронные накладные в 1С с модулем от Bidmart EDI

Отправляйте электронные накладные автоматически из 1С без лишних усилий.

Вебинар "Электронные накладные: от теории к практике"

Вебинар состоялся 18 декабря. Краткое содержание смотрите в материале.

Что такое GTIN и как его получить?

Узнаете, нужен ли вам GTIN номер, где его получить и что для этого нужно иметь.

Все для быстрого STARTа на Bidmart EDI

Теперь на сайте можно заказать счет для оплаты услуг ООО "Бидмартс" по передаче электронных документов по тарифам START, STANDART и BUSINESS.

Заказать консультацию по тарифам

Оставьте свои контактные данные и наш менеджер поможет вам подобрать подходящий тариф

Ваше имя

Ваш номер телефона

Email

© Bidmart EDI

КОНТАКТЫ

Отдел продаж:

+375 29 617 30 09

Техническая поддержка:

+375 29 617 30 29

ПОМОЩЬ

FAQ

ДОКУМЕНТЫ